История гонки

О гонке     История гонки     Словарь гонщика

Ралли Дакар (более известное раньше как "Париж - Дакар") это ежегодный профессиональный ралли рейд, открытый для любительских команд, которые обычно составляют около 80% участников.

Несмотря на название, это скорее гонка на выживание, чем традиционное ралли – местность, которую проходят участники намного сложнее, а используемые автомобили - настоящие внедорожники, а не модифицированные седаны, используемые в ралли. Большинство конкурентных участков ("этапы" или "спецучастки") проходят по дюнам, грязи, скалам. Дистанция покрытая участниками за день может варьироваться от нескольких километров до нескольких сотен километров.

В отличие от классического ралли, где чемпионат мира (WRC) состоит из множества этапов в разных странах, и чемпион выявляется по сумме очков, на "Дакаре" соревнования проходят, как правило, в начале года и заканчиваются с прибытием в конечный пункт. Побеждает тот, кто просто опередит соперников по времени на дистанции от самого старта до финиша.

"Дакар" вчера

Первая в истории супермарафонская гонка из Франции до Сенегала – авторали "Париж-Дакар" - стартовала 26 декабря 1978 года. Инициатором первых ралли был французский мотогонщик Тьерри Сабин, приключения которого начались в далеком 1977 году, когда он заблудился на своем мотоцикле в ливийской пустыне во время участия в ралли "Абиджан-Ницца". Его случайно нашли в полном истощении кочевники. Спасенный Тьерри Сабин вернулся во Францию глубоко пораженный произошедшим и находящийся под впечатлением от фантастического пейзажа пустыни. Он пообещал себе, что разделит это путешествие с максимальным количеством людей. Тьерри Сабин составил сложный автомобильный маршрут из Европы в Африку, путь начинался в Париже, а заканчивался у бывшей резиденции французского генерал-губернатора на западе черного континента, т.е. по плану Сабина из Европы маршрут шел в Алжир и далее, в конечном счете, приводил участников в Дакар. Его замысел быстро воплотился в жизнь. Но если вначале трасса гонки всегда проходила через Алжир, то с 1989 года, из-за сложной внутриполитической обстановки в этой стране, организаторы ралли были вынуждены готовить маршруты через Марокко либо Ливию.

В первый раз на старт гонки вышло 80 мотоциклистов, 90 экипажей на автомобилях и 12 на грузовиках, всего 182 участника. Испытания начались 4-километровым прологом около военного лагеря в окрестностях Орлеана. Общая протяженность маршрута составила 8500 километров, из которых 3169 километров пришлись на 8 спецучастков. Больше всего километров участникам пришлось преодолеть во второй день – 2370 километров из Алжира в Таманрассет, но, а самый протяженный спецучасток – 834 километра был на пути из Таманрассета в Агадес. 8 января 1979 года в Гоа был единственный день отдыха.

Испытание для всех было очень серьезным! Дело в том, что в те времена ассистенса практически ни у кого не было, а если и была техническая поддержка, то запчастей у них было минимальное количество. Гонщики участвовали практически без специального обмундирования, на сегодняшний день можно сказать, что в те дни подготовка к гонкам, а так же оборудование было примитивным. Тем не менее, до Дакара 14 января добралось треть стартовавших участников – 74 участника.

Ралли Париж-Дакар знает и немало трагических случаев гибели гонщиков: На "Дакаре-1982" Марк Тэтчер, сын премьер министра Англии Маргарет Тэтчер, пропал без вести на 6 дней вместе со своим штурманом Шарлот Верни и механиком. В ходе масштабной поисковой операции их белый Пежо 504 был замечен с алжирского военного самолета 50 км в стороне от маршрута ралли. Тэтчер, Верни и механик не пострадали. Ралли-рейд "Дакар-1986" вошла в историю тем, что 14 января в вертолетной катастрофе погибли основатель "Дакара" Тьери Сабин и с ним еще четыре человека, В целом же за всю историю пустынного марафона погибли уже 50 человек, в том числе 24 спортсмена.

"Дакар" сегодня

Сейчас маршрут Дакара проходит по территории Аргентины и Чили. После первого опыта в Южной Америке, разнообразие территорий и ландшафта, большое количество участников, энтузиазм толпы – все эти аргументы убедили властей Аргентины и Чили вновь провести незабываемое приключение по территории этих двух стран. В 2010 году, Аргентина и Чили будут совместно праздновать двухсотлетие их независимости: Дакар будет иметь честь начать свой старт во время этих празднований. Таким образом, зрителей и экипажи ждет не только захватывающее ралли, но и не менее захватывающие колоритные местные праздники.

Девиз марафона: "Поединок для участников. Мечта для зрителей". Как известно – "Дакар" открыт практически для любых желающих, даже не спортсменов, а просто любителей, ищущих приключений. Бывают чудаки, которые, как и раньше, едут на абсолютно серийных автомобилях, лишь оборудованными необходимым минимумом с точки зрения безопасности – каркас, сиденья с ремнями безопасности, система пожаротушения, вот собственно и все. Но те же, кто хотят приблизиться к лидерам, по крайней мере, в техническом плане, ищут технику посерьезней. И к их услугам в развитом не только в экономическом и автомобильном, но и автоспортивном мире, полно фирм.

В 2008 году автомобильному марафону "Дакар" исполнилось бы тридцать лет. За это время в ней успели принять участие около 13500 человек, которые за все 29 приемов проехали по территории 21 страны. В последний раз, в 2007 году за ходом гонки только в Португалии наблюдали более 1 миллиона зрителей. В 2008 году впервые за историю Дакара соревнование отменили, в связи с угрозой террирористических акций.

Ралли "Дакар-2009" впервые за свою 30-летнюю историю проходило не в Африке, а в Южной Америке. Маршрут из 14 этапов пролегал по территории 11 аргентинских провинций и 3 регионов Чили. Учитывая опыт предыдущего ралли-марафона, организаторы гонки намерены внести ряд изменений в трассу. Много работы сейчас ведется в целях улучшения гарантий безопасности участников и зрителей, также серьезно рассматривается вопрос по прокладке новой трассы, основная часть которой пройдет по обширным пустынным территориям, исключающим дороги. Организаторы надеются, что Дакар-10 соберет не меньше участников, чем было на прошедшей гонке.