Словарь гонщика

О гонке     История гонки     Словарь гонщика

Абсолют, абсолютный зачет - соревнование между собой спортивных автомобилей вне зависимости от уровня их подготовки.

Бивуак  - стоянка, привал. На "Дакаре" - парк отдыха и сервиса.

Доезд, на доезд - манера езды "на доезд" характеризуется аккуратным стилем пилотирования и бережным отношением к автомобилю. Цель такой езды – финишировать без приключений на занимаемой позиции.

Дорожная книга - официальный документ ралли, содержащий легенду, маршрутный лист ралли с разделением на секторы, секции и круги, а так же схемы и планы спецучастков, парков сервиса и закрытых парков на топографических картах местности.

Интерком- система связи между штурманом и пилотом, позволяющая пилоту слышать чтение стенограммы без помех со стороны работающего двигателя.

Класс - группа автомобилей, подготовленных по аналогичным техническим требованиям и соревнующаяся как в абсолютном зачете, так и между собой.

Контрольная карта - специальная карточка экипажа, в которую заносится время на всех контрольных пунктах ралли. Во время движения по СУ находится у штурмана, который обязан сдать ее судьям в случае досрочного схода экипажа с дистанции.

Крыша - переворот автомобиля вокруг продольной или поперечной осей, вызванный попыткой прохождения того или иного поворота на чересчур высокой скорости. "Поймать шесть крыш" означает "перевернуться шесть раз вокруг своей оси".

Легенда - набор специальных символов, с помощью которых участникам ралли предоставляется строго определенный маршрут прохождения трассы. Во время соревнования легенда находится у штурмана, который, диктуя первому пилоту расстояния между контрольными точками, направления поворотов и их кривизну, руководит таким образом движением автомобиля. Проезд не по легенде (или в объезд маркеров) карается снятием экипажа с гонки.

Летучий финиш - финишная черта СУ, которую машины пересекают на полной скорости.

Лиазон - дорожная секция, которая на ралли-рейдах предшествует спецучастку (СУ) или следует за ним.

Маршалы - добровольные помощники организатора соревнований, стоящие по ходу гонки в наиболее опасных местах дистанции. В задачи маршалов входит предупреждение зрителей о приближении спортивного автомобиля, обеспечение их безопасности, а также оказание первой помощи гонщику или экипажу, попавшему в аварию.

Ноль, ноли - экипажи, проходящие дистанцию ралли вне зачета, между автомобилями наблюдателей, машинами безопасности и боевыми автомобилями. В их задачи входит как дополнительное инспектирование трассы на предмет ее безопасности, так и получение необходимого опыта для последующего участия в зачетных соревнованиях.

Пенализация - штраф, накладываемый комиссарами (стюардами) за какое-либо нарушение спортивного регламента соревнования. В ралли выражается в добавлении ко времени экипажа определенного количества штрафных секунд.

Призы - первая тройка финишировавших по результатам гонки. "Доехать в призах" означает "попасть на подиум".

Пункт контроля времени (ПКВ или КВ) - отправная точка для старта или финиша экипажа на допе. Судьи, стоящие на КВ, отмечают время прибытия автомобиля, после чего фиксируют его в контрольной карте экипажа.

Рента-драйвер - гонщик, получивший место в спортивном автомобиле, благодаря наличию у него крупных личных спонсоров. Услугами рента-драйверов зачастую пользуются малобюджетные команды, для которых вопрос выживания в том или ином чемпионате важнее достижения высоких результатов.

Сервис (парк сервиса) - раллийный аналог боксов. В ходе ралли обслуживание автомобилей может производиться только в сервисном парке и только в течение строго определенного времени.

Спецучасток (СУ) - специальный участок дистанции ралли. Проходит по дорогам общего пользования, перекрытым для движения на время проведения соревнования. Задача спортсменов – преодолеть дистанцию каждого CУ как можно быстрее.

Стенка, стенограмма - условная запись всей трассы или спецучастка, позволяющая пилоту «видеть» дорогу на несколько поворотов дальше визуального зрения. Во время ознакомления с трассой ралли пилот диктует штурману цепочку обозначений, обеспечивающих оптимальное прохождения каждого участка. Во время гонки уже штурман диктует пилоту все то же самое, только гораздо быстрее.

Стоп-финиш - линия финиша, где машина должна остановиться, чтобы получить отметку о времени допа в контрольной карте. Обычно находится через 200-500 метров после "летучего" финиша.

Суперспешиал - супер-специальный участок, предназначенный в первую очередь для зрителей. Чаще всего представляет собой спецучасток с двумя параллельными трассами и используется для гонки с одновременным стартом. Параллелька – единственный СУ, где раллийные экипажи вступают в очную борьбу.

Сэфити-кар - автомобиль безопасности, инспектирующий трассы непосредственно перед началом соревнования или выезжающий на нее в случае, если потерпевший аварию автомобиль или его части сильно затрудняют движение и делают проведение гонки слишком опасным.

Уши, на ушах - манера езды "на ушах" характеризуется максимально быстрым прохождением дистанции на грани возможностей пилота и техники. Фактически противоположность езде "на доезд".

Ходовой - прилагательное, которое употребляется по отношению к повороту с очень малым углом кривизны. Такие повороты в зависимости от радиуса проходятся практически без сброса газа на одной из высших передач, то есть «ходом» – отсюда и название.

Шейкдаун - тестовый участок ралли, проходящий обычно за день до начала "главного" соревнования. Результаты шейкдауна, как правило, не идут в зачет гонки; их цель – дать возможность гонщикам подкорректировать настройки автомобилей, а болельщикам – лишний раз поприветствовать своих кумиров.

Шепотом - манера езды "шепотом" схожа с пилотированием "на доезд", но зачастую может быть связана не только с желанием поберечь технику, но и с отсутствием у экипажа необходимого опыта или умения.

Шпилька - поворот с очень большим углом кривизны, после прохождения которого направление движения автомобиля меняется практически на 180 градусов (см. Затык). По форме напоминает женскую шпильку для волос – отсюда и название.

Шприц - веер пыли, камней и гравия, вырывающийся из-под колес раллийного автомобиля. По наличию или отсутствию шприца можно понять, тормозит автомобиль в повороте или разгоняется.

Штурман - точнее, второй пилот. Член экипажа, в обязанности которого входит, в первую очередь, контроль за прохождением дистанции по легенде и соблюдением всех положений спортивного регламента, касающихся порядка старта, контроля времени, пенализаций и т. д.

Экипаж - команда из двух человек – водителя (первого пилота) и штурмана (второго пилота), – заявившаяся для участия в ралли. Согласно регламенту, первый и второй пилоты обладают равными правами и при необходимости могут меняться местами по ходу гонки.