Все новости     Гонка     Наши     Бивуак

Диагноз "Дакар"

18 февраля 2011 | 11:07 Наши

Аргентина, 15 января 2011 года. Самый протяженный автомарафон планеты. Финиш. Здесь встречают первых победителей.

Но для этого экипажа гонка, похоже, закончилась. На то, чтобы починить машину и доехать до старта последнего этапа, у гонщиков девяносто минут. Это нереально.

Значит, номер триста восемьдесят снимут с гонки. Но парни упорно крутят гайки. На что они надеются? Да и вообще, зачем им нужен этот "Дакар"?

Ни один нормальный человек не согласится потратить миллион долларов на то, чтобы две недели подряд ехать по грязи, песку и камням, ночью мерзнуть в палатке, днем истекать потом в комбинезоне, пару раз перевернуться, помять свою машину и врезаться в чужую. И за все страдания – если, конечно, повезет выжить, - получить кусок цветмета в виде бедуина. Бронзовый бедуин за миллион долларов – кто придумал это развлечение для сумасшедших?

Вот этот парень, его зовут Тьерри Сабин, в семьдесят восьмом потерялся в ливийской пустыне. Он хотел выяснить, как африканские мафиози переправляют из Парижа в Дакар, столицу Сенегала, ворованные автомобили. Сабин решил, что многим захочется повторить его эксперимент. Таких нашлось немало. Сто восемьдесят два пилота устроили огромную пробку на площади Трокадеро. Это было в декабре 1978 года. Потом все они рванули в Марсель. На пристани Джульетты их ждали самые зловонные суда Средиземноморья. Быстрая погрузка. Несколько часов приступа морской болезни. И вот он, африканский берег! О том, что такое пустыня, гонщики имели смутное представление. Прогулочный мотоцикл, похожий на древнюю Яву-350, сапоги в стиле "казачок", вещмешок на седле. У бедуинов от этого зрелища просто отваливались челюсти! А вот и еще один покоритель пустыни, на Рено-11 образца двадцать седьмого года. Как только "авточайники" пересекли границу с Алжиром, стало ясно: "Дакар" – это слишком круто. Доехал до финиша – уже молодец. Мир заболел "Дакаром". Болезнь оказалась смертельной для Тьерри Сабина. Его вертолет развалился в воздухе 14 января 1986, когда создатель гонки летел над Сахарой вместе со съемочной группой. Пепел Сабина был развеян в пустыне. Болезнь уже было не остановить.

Это Вадим Нестерчук. Он давно заболел "Дакаром" и упорно хочет получить бронзового бедуина. За миллион долларов. А это Константин Мещеряков. У него уже есть один бедуин. Но ему нужен еще. Диагноз "Дакар" налицо. Этим двоим срочно нужна машина. Например, вот эта.

Она едет так быстро, что водителя хочется оштрафовать. Эта девушка-полицейский так и сделала. Штраф комбинированный - объятия гонщика и кепка с его головы.

Машину проверяют комиссары "Дакара". Претензия у них одна. Сложно дотянуться до дырок, чтобы опломбировать двигатель.

Штурман лучше комиссаров видит "подводные камни" этой машины. Высокие сиденья Мещеряков считает их удобными, но опасными.

Более двух десятков машин на "Дакаре-2011", как говорят гонщики, "поймает крышу". Так что Мещеряков боится не зря. Но печальная перспектива не остановила Константина.

За пятнадцать дней нужно проехать девять с половиной тысяч километров аргентинских и чилийских дорог, точнее, бездорожья. Каждый день для гонщика может оказаться последним.  

Вадим Нестерчук стартует изящно и безопасно.

Четыреста восемьдесят экипажей на старте. Каждый хочет понравиться зрителю. Американец Робби Гордон использует подиум, как трамплин, не жалея подвеску.

Робби Гордон: Я поменял многое в машине. Изменил угол атаки. Видите, нос поднят на четырнадцать градусов. Она стала лучше прыгать.

Но изменения великому прыгуну не пошли впрок. Первая попытка неудачная. Разъяренный Гордон возвращается на исходную позицию. Еще один прыжок. Но багги тяжеловесно приземляется на том же месте.

Посмотрите на эти следы. Пилот увлекся пируэтами и едва не отправил зрителей в больницу.

Этот парень только на вид тихоня. Его зовут Герлен Шишри. Две девушки для одного Герлена - это явный перебор. Он ни в чем не знает меры. И вскоре это сыграет с гонщиком злую шутку.

На скорости двадцать километров в час, через пробки, мы едем за гонкой. Видно, нас тоже зацепило "Дакаром".

С самого начала гонки погода накрыла ливнем. Оранжевая машина уверенно ушла вперед. Разрыв между триста восьмидесятой и лидерами сокращался с каждой минутой. Но почему Нестерчук сбросил скорость? Вадим не может сдержать досаду. Тридцать километров до финиша. А ехать быстро невозможно. Сломались "дворники".

Катрен Буссье, штурман экипажа 387: "Проблема с дворниками это обычная история на "Дакаре". Мы готовы бороться с пустыней, а Латинская Америка вместо этого накрывает нас дождем".

Но кто виноват? Короткий "разбор полетов" на бивуаке. Вывод – виноваты "дворники".

А, говорят, окропить на дорожку это хороший знак. Тропический ливень и на следующий день собирает свою дань неудачников. Какое опасное падение! Поляк Рафал Соник едва не переломал все кости. Невероятно, но он остался цел.

Американец Робби Гордон, похоже, допрыгался. Но не все еще пропало! Спасибо малоимущим аргентинцам. Маленький, но гордый "Фиат" поднатужился и вытащил "Хаммер". Лидер этапа Карлос Сайнз тоже едва не закончил гонку в кювете.

Карлос Сайнз, пилот "Volksvagen Motorsport":

"Тяжелый этап. Дождь лил, как из ведра. У меня сломались "дворники", как вчера у украинцев, и я ничего не видел". (Исп.перевод)

У экипажа номер триста восемьдесят хватало проблем и без "дворников". Украинцам приходилось расталкивать соперников, чтобы отвоевать позицию.

Остается загадкой, когда же Вадим Нестерчук успел сменить пилотский комбинезон на цивильную футболку.

Для аргентинской глубинки любой водитель машины с гоночным номером – уже звезда. Раздавать автографы – часть его работы. Охотники за Дакаром устраивают засады на заправках. Настоящего гонщика определить очень легко - по двум основным параметрам. Его машина должна быть в ярких наклейках и громко рычать. Ведь "Дакар" по-латиноамерикански это сначала праздник, а уже потом спорт.

Эти люди спасают мотоциклиста от солнечного удара.

Ален Дюкло: "В глазах помутнело. Стал терять сознание".

Украинцы тоже с трудом переносят местную жару.

"Дакар" здесь эмигрант. Его родина Африка. В две тысячи восьмом в Мавритании застрелили четырех французов, приехавших на гонку. "Дакаровцы" - в шоке. Гонка отменена. И в Африку больше не возвращается.

Нет худа без добра. Именно в Южной Америке "Дакар" превратился в настоящее телешоу. Двести двадцать журналистов на трассе, сорок телекамер онлайн. Три вертолета постоянно в воздухе. На боевом "теледежурстве".

Но функции этих винтокрылых машин гораздо шире, чем просто участие в создании телешоу. В случае серьезных происшествий на трассе они первыми приходят на помощь.

Это второй "Дакар" для анестезиолога Ива Диа. Неудачное падение едва не стоило жизни польскому квадроциклисту Рафалу Сонику. Доктор Ив подлатал поляка.

Ив Диа, врач-анестезиолог:

"Сигнал о бедствии поступает одновременно в три точки, на бивуак, в Париж, и к нам на борт. Мы первые прибываем на место спасать пострадавших. Ну, и заодно снимаем происшествие".

Вот так заканчивает "Дакар" британская мотогонщица Дженни Морган.

Дженни Морган: "Болит левая нога, не очень сильно. Терпеть можно. Дождусь врача".

Врач пришел, как всегда, с неба. Нелли Кийо сообщает в Париж:

"Ничего экстраординарного. Просто закрытый перелом ноги".

Нелли Кийо, врач медицинской команды Дакара: "То, что здесь происходит, это ненормально, хотя мы к этому привыкли. Аварии бывают в таких местах, куда даже наш вертолет с трудом добирается".

Каждый день все больше аварий на трассе.

На совете команды украинцы решают – едем быстро, но аккуратно. Впереди – самая тяжелая часть гонки, пустыня Атакама. Механики нервничают. Обслуживать машины придется по ночам.

Как в воду смотрел! Первым из строя вышел автомобиль прессы. Кажется, зачерпнули гравия в колеса.

Без помощи местных не обойтись.

На высоте почти пять тысяч метров гонка перебирается из Аргентины в Чили. Двигателю, как и человеку, не хватает кислорода.

Но и на такой высоте живут люди. Причем, испокон веку. В поселке Пасо де Хама, на границе Аргентины и Чили, строят дома из глины. Точно так же, как их складывали во времена инков. У алькальда, старосты деревни, большие планы на "Дакар".

Алехандро Чавес, алькальд деревни: "Дакар проедет через нас, много людей узнает про нашу деревню. Это хорошая реклама".

Соседи алькальда более реалистично оценивают свои перспективы.

Эстелла Сультес, жительница деревни: "Нам бы школу, а не рекламу. Здание есть. Нет только учителей. Не хотят они здесь оставаться".

Гонке тоже незачем оставаться в Пасо де Хама. Впереди песок Атакамы, самой сухой пустыни мира.

Атакама – это "русская рулетка" для гонщиков.

Американец Робби Гордон прощается с "Дакаром". От удара вылетела трансмиссия. Он даже не доехал до спецучастка и в итоге снят со старта. Впрочем, финиш тоже оказался с "подводными камнями".    

Это просто мистическое совпадение: три грузовика порвали покрышки на одном и том же камне. Такое бывает только на латиноамериканском "Дакаре". Правда, водители, кажется, не слишком расстроены происшествием.

Мощный МАН номер 560 на всех парах мчал к финишной отметке. Когда пилот увидел камень, было поздно сворачивать.

Франсуа Вербист, пилот: "Он вырос словно из-под земли. С невероятно острыми краями. Крутить руль было бесполезно".

Пилот подумал: "Пусть победа достанется товарищу по команде". Но товарищ тоже решил не сворачивать и встал борт о борт с пятьсот шестидесятым. А вскоре к ним присоединился и третий. Пилот сразу понял – дело табак.

Цаплиенко: "А сигара не мешает?"

Давид Оливерас, пилот: "Нет, нормально! Я, как Фидель Кастро".

Пустыня плавно сползает в Тихий Океан. Солнце садилось за горизонт, когда украинский "суперкар" показался на гребне гигантской дюны. Он неровно спускается по песку. С машиной что-то случилось. И только на бивуаке выяснилось. Автомобиль врезался в огромный камень.

Расколот диск, разрезана спица. Но резина не сдулась.

Старт шестого дня обещал интересную трассу, среди марсианских пейзажей. Но Вадим Нестерчук даже не мог предположить, сколько на ней будет ловушек. Семьдесят пятая минута гонки. Штурман Мещеряков отвлекся с дороги на карту. И в этот момент мощнейший удар.

Это было только начало неприятностей. Машина зарывалась в песок. Едва не сорвалась в горную трещину. У нее отказал аккумулятор. На спуске она не слушалась руля и чудом пересекла контрольную линию.

Под днищем машины четверть тонны песка. Как восстановить подвеску после удара? А, между тем, сегодня сочельник. Похоже, механикам придется встречать Рождество под машиной.

Они еще не знают: команда понесла потери.

Вот этот грузовик – главный резерв украинцев. Едет медленно, но уверенно. Шансов дойти до финиша у него не меньше, чем у "КАМАЗа". Марко Пьяна, пилот, француз итальянского происхождения. Штурман, Кристоф Трощ, эльзасец с немецкими корнями. За этот интернационал платит украинская команда.

Марко Пьяна: Мне кажется, команда становится командой. У легковой машины шансов дойти до конца не меньше, чем у меня.

Но Марко просчитался. Мы нашли грузовик посреди Атакамы возле заброшенной фактории. Короткое обследование показало – у него сорван кардан.

Чуть позже мы узнали, что именно произошло в пустыне.

Кристоф Трощ, штурман команды "SIXT-Ukraine": "Мы нормально шли. Скорость была невысокая. Вдруг под днищем что-то разорвалось. Как-будто нам подложили бомбу".

Это и есть бомба. Для команды. С потерей грузовика шансы поднять украинский флаг на подиуме уменьшились ровно в два раза.

Первый пилот Вадим Нестерчук едва сохраняет присутствие духа. Нужно успокоить нервы. Хотя бы кальяном.

Вадим Нестерчук, первый пилот команды "SIXT-Ukraine": "Однозначно, лучше встречать Рождество на бивуаке с кальяном, чем в пустыне с феш-фешем".

Феш-феш – это красивое слово, как и Дакар, родом из Африки. Так бедуины называют мелкий, как пыль, и едкий, как известь, песок. Здесь, в пустыне Атакама, целые горы фешфеша. Колеса проваливаются в него, не хотят вращаться, и пилот даром сжигает сцепление.

Все, приехали! Этот парень проклинает фешфеш. Все ясно без перевода.

Но самое страшное это фешфеш вперемежку с камнями. Вот что происходит с "БМВ", когда на скорости больше сотни она ловит под песком камень. Пилот машины, один из фаворитов "Дакара", россиянин Леонид Новицкий, чудом остался жив.

Украинец Вадим Притуляк, он же "Б-52", он же "Хохол". Человек-приключение. На трассе он сначала сломал ребро, а потом потерялся среди фешфеша. В лагере его ждал сын. О мотогонщике – никаких новостей. Но Притуляк-старший остался с гонкой. Его вместе с мотоциклом притянули в лагерь на "галстуке". Он держался только на обезболивающих.

Граница с Перу. Здесь заканчивается пустыня. Так далеко на север "Дакар" еще не добирался. Ни один из гонщиков не знает эти места.

Но у пилотов есть проверенный способ определить местоположение. По зрителям. Местная публика, кажется, лучше гонщиков знает маршрут "Дакара".

Украинский флаг отличный ориентир на контрольной точке. Именно на флаг и мчал Вадим Нестерчук, когда пытался отыграть секунды у более мощных соперников. Экипажу необходимо было пройти эту точку раньше армады грузовиков. Когда идешь вслед за ними, то видишь только серую стену песка. Конечно, обогнать "камазовцев" почти невозможно. За ними тянется песчаный шлейф. Нестерчук влетел в серое облако и до финиша дошел наугад.

Закончив этап, Вадим еще не знал, что он вплотную приблизился к двадцатке лучших экипажей. Но хватит ли у него сил удержаться среди элиты?

Мы едем в лагерь. По-французски бивуак. У нас долгожданный день отдыха.

"Живя на бивуаке, ты чувствуешь себя чем-то вроде участника реалити-шоу или, скорее, примата в зоопарке. Вот все эти люди дежурят здесь, ловя каждое твое движение, и каждое твое движение вызывает у них искренний восторг. Я, например, не представляю, что произойдет, если я подарю какой-нибудь сувенир.

Они приходят сюда на целый день хорошо подготовленными. С собой провизия, вода, фотоаппараты и блокноты, для сбора автографов. Девушки любыми доступными способами пытаются привлечь внимание "дакаровцев". Познакомиться с гонщиком – это круто!

"Немногих счастливчиков пускают на территорию бивуака взглянуть поближе на диковинные создания. Только тех, у кого есть вот такие пропуска, или желтые браслеты, как у этого молодого человека. Можешь проходить!"

Прибыв на бивуак, каждая команда пытается сразу же захватить место получше. Самый большой - сектор команды "КАМАЗ-Мастер". Пока пилоты отдыхают, механики приводят гоночные машины в готовность номер один. Вместе с россиянами и "КАМАЗ" из Казахстана.

Братья-славяне, как всегда, гостеприимны двадцать четыре часа в сутки. Звезды автоспорта подтягиваются на запах жареной баранины. У "камазовцев" всегда найдется, чем удивить дорогих гостей. Владимир Чагин нахваливает свое пиво, а сам попивает чаек.

Герлену Шишри, похоже, понравилось "чагинское" пиво. Но расслабляться на гонке опасно. Сейчас он еще не знает, что с ним произойдет после того, как он покинет "камазовский" табор.

Алкоголь и женщины посреди пустыни могут свести с ума любого. На бивуаке полным-полно красивых болельщиц. Светлана, в прошлом фотомодель, специально прилетела в Атакаму, чтобы посмотреть на мужественных украинских гонщиков. А на Светлану смотрели все остальные. В мире, кажется, настал дефицит красивых женщин.

Робби Гордон не участвует в гонке, но с удовольствием катает по пустыне девушек.

А что делают эти чилийские красавицы на бивуаке, осталось загадкой. Девушки в одинаковых нарядах на наши вопросы не отвечают.

Оказывается, сегодня на бивуаке, как и на всем севере Чили день Пачамамы, в переводе с языка кечуа Матери Всего Живого. Праздник, на первый взгляд, веселый, с карнавалом. Но в древности инки, чьи потомки живут во многих странах Южной Америки, в этот день вдыхали особый наркотик и приносили человеческие жертвы. Обреченных бросали в глубины озера Титикака, в самом центре империи инков.

Конкистадоры беспощадно боролись с культом Пачамамы. Но католическая церковь так и не смогла искоренить до конца жестокие традиции. Говорят, в высокогорье Анд до сих пор тайно практикуют жертвоприношения.

И вот жертвой обстоятельств стала целая команда, "БМВ". После "камазовского" пива Герлен Шишри решил протестировать свой "Миникупер". Вот так закончился тест. Тройное сальто. Машина вдрбезги. Но что с пилотом?

Свен Квандт, директор команды: "Герлен жив, он в госпитале".

Шишри остался жив. Но директор Свен Квандт решил попрощаться с парнем. Герлен покидает БМВ.

А через несколько часов еще один БМВ совершил тройное сальто на трассе.

Орландо Терранова, пилот "BMW X-raid": "Ударились задним колесом, начали скользить, а потом трижды перевернулись. Удар пришелся на сторону штурмана. Смотрите, вот, посмотрите. А это камень".

Эх, Пачамама. Почему ты, мама, так несправедлива к баварским машинам! Великий "дакаровец" Стефан Петрансель мрачен. Это не его день.

Стефан Петрансель, пилот "BMW X-raid": "На пятнадцатом километре пробили колесо, и это сломало нашу команду".

Теперь БМВ может не рассчитывать на главный приз.

На Нестерчука с Мещеряковым после праздника Пачамамы тоже посыпались удары судьбы.

Восьмой спецучасток. Копиапо. Это дежа-вю и мистическое совпадение одновременно.

Год назад внедорожник Вадима Нестерчука выбыл из борьбы. Именно на восьмом этапе, именно в районе Копиапо. Тогда сгорел двигатель.

Что же произошло сейчас? Сразу же после старта пилот почувствовал - машина стала неуправляемой. Экипаж остановился, не дойдя до первой контрольной точки. Что делать? Мещеряков говорит - проблема с коробкой. Вскоре выяснилось, что штурман ошибся. Но время ушло.Темнота застала украинцев на трассе.

В лагере в ожидании пилота время тянулось слишком долго.

Кристоф Трощ, штурман "Сикст-Юкрейн": "Я не знаю, что происходит с Вадимом на трассе, но я верю, что он сможет финишировать".

Судьба команды на волоске. На телефон менеджера команды пришло странное сообщение: "Срочно езжайте на семидесятый километр". Автор неизвестен. Без лишних слов понятно - Вадиму нужна помощь. Но что именно сломалось в гоночном суперкаре? Мы загружаем все, что может пригодиться гонщику, в нашу машину.Помощь не пригодилась. Вадим принимает решение – попытаться закончить этап самостоятельно.

Они вернулись с трассы ранним утром. За шестьдесят минут до закрытия этапа. Досадная поломка убила всякую надежду попасть в топ-лист Дакара.

Вадим Нестерчук. Лечили от одного, а надо от другого.

Константин Мещеряков. Моя вина. Думал, что коробка, а на самом деле полуось.

Пилоту, как и машине, тоже досталось. Но надо бороться до конца. Экипаж делает все возможное, чтобы остаться в гонке. Обслуживание машины за полчаса – это, скорее, "Формула-один", а не "Дакар". Машину заправляют супербензином с повышенным октановым числом, Нестерчука с Мещеряковым – фруктовым салатом. Украинцы успевают на старт за пять минут до конца регистрации. Машина снова мчит в пустыню.

Нестерчук и Мещеряков хотят пройти два этапа подряд, без отдыха и сна. В таком состоянии человек за рулем рискует жизнью.

Водитель этого автовоза заснул за рулем, и в результате машина пропахала песок Атакамы. Шофер чудом остался жив. От помощи "дакаровцев" отказался.

Андреас Меса, водитель: "Груз застрахован, не волнуйтесь. Теперь вот жду полицию".

Его, похоже, больше волнует груз, чем собственная жизнь. Чтобы ожидание посреди пустыни тянулось не слишком долго, мы оставили коллеге немного воды и продуктов. Он остался жив, и это главное. Человеческая жизнь, в отличие от автомобиля, не имеет цены.

В такой же ситуации, как украинцы, оказался аргентинский пилот Эдуардо Амор. Это закончилась катастрофой.

Внимание ослаблено. Пилота клонит в сон. Сознание отключается. Именно в таком состоянии находился Амор, когда под утро возвращался с этапа.

Навстречу гоночному суперкару номер четыреста десять ехал журналист Марсело Реалес. Тоже аргентинец. "Четыреста десятый" на полной скорости протаранил машину журналиста. Двигатель буквально въехал в салон. Шансов на выживание у Марсело не было. Парадокс. Журналист спешил посмотреть на аргентинский болид, который станет его убийцей. Со дня своего основания ни один "Дакар" не обходится без погибших на трассе.

На исходе вторые сутки без сна. О триста восьмидесятой никаких вестей. Попытки узнать, где же украинцы, ничем не увенчались. На финише этапа – ни одного спортивного комиссара.

Мы возвращаемся в лагерь ни с чем. А здесь две новости. Одна хорошая: оранжевая машина уже на бивуаке, ей засчитали финиш этапа. Другая не очень: экипаж в конце списка финалистов. Украинцам, чтобы добраться до бивуака, пришлось искать посреди Атакамы запчасти.

Пока пилот бродил по пустыне, штурман без него пытался финишировать на жесткой сцепке и уговаривал экипажи грузовиков зацепить "оранжевую".

За ночь механики восстановили машину. Гонка возвращается в Аргентину. И снова ехать пришлось через горы. Высота перевала, который гордо носит имя Святого Франциска – четыре тысячи шестьсот метров. Дышать тяжело. Ехать тоже. Заправок по дороге – ни одной. Солярка на нуле. Спасение пришло неожиданно. На золотом прииске, что встретился по дороге, нам налили топливо. И денег за это не взяли. Мы все еще в седле.

На аргентинской стороне украинский экипаж финишировал девятнадцатым. Но за ночные прогулки по пустыне Нестерчуку впаяли штраф. А машина лишилась многих деталей.

На следующий день машине пришлось сделать обрезание. Оказывается, у машины есть ноги. Одна из них перестала слушаться.

Гидронога помогает пилотам выбираться из песка. На асфальте она совершенно бесполезна. Экипаж не смог восстановить механизм и постоянно рисковал потерять колесо. Но пронесло: цепляя асфальт сломанной ногой, "триста восьмидесятая" добралась до следующего бивуака.

Вот она, та самая гидронога, которая высекала искры из асфальта, доставляя радость зрителям. Теперь судьба ее решена. Она будет срезана "болгаркой", чем выше, тем лучше. Впрочем, пускай обрезанием займутся профессионалы.

Они думали, эта ночь пройдет спокойно. Не тут-то было. Ночная буря с легкостью разметала бивуак. Палаточный городок был вскоре восстановлен, но сон как рукой сняло. Так начался предпоследний день Дакара.

Первым на этап выходит "Туарег" Нассера Аль-Аттия.

Цаплиенко: "Кого вы считаете наиболее важным противником для себя?"

Насер Аль-Аттия, пилот "Фольксваген-Моторспорт": "Себя самого. Здесь мне более интересно преодолеть себя самого, чем выиграть гонку у кого бы то ни было из соперников".

Украинцы стартуют девятнадцатыми. Неплохая позиция. Но по дороге на старт выяснилось: вышел из строя генератор. Кажется, Нестерчук сейчас взорвется.

Обратный отсчет. Под крики болельщиков украинцы выходят на решающий этап гонки.

Пятьсот пятьдесят пять километров. Всякое было на "Дакаре" за три десятка лет, но такого, как на этих трех пятерках, пилоты еще не видали. Грязевые ванны, растянувшиеся на сотни километров. Отныне "Дакар" это самая грязная гонка планеты. Колеса с трудом выгребают из болота.

Этот парень доволен. Философия грязных гонок его вполне устраивает.

Паскаль Томас, пилот багги: "Расклад такой, мы выигрываем не за счет своего мастерства, а за счет ошибок других".

В штабе "Дакара", наконец, сообразили: гонка просто захлебнется в болоте. Маршрут оперативно меняют и дают экипажам проехать тридцать километров по сухой трассе. Это шанс помочь Нестерчуку. Если не выдержит генератор, он застрянет посреди болота. Команда решает – снять генератор с пресс-кара.Осталось только найти место на трассе, где мы наверняка встретимся с гонщиком. Ему нужно подать знак. Украинский флаг – вернее не бывает. Вот он. Оранжевую машину не узнать. Вадим увидел флаг. Сообразил. Остановился. Все, что мы собираемся сделать, это не по правилам "Дакара". Если станет известно, что мы отдали гонщикам свой генератор, "триста восьмидесятую" снимут с гонки. Пилот взвесил шансы и отказался от помощи.

Это туристы из Украины. Они специально пришли на бивуак, чтобы сфотографироваться с украинским гонщиком. До финиша "Дакара" осталось совсем немного. Кажется, дотянись, и он твой.

Последний этап гонки символический, но и он может поменять местами фамилии в списке победителей. И вот она, минута триумфа! Пилоты российских "Камазов" по итогам финиша захватили все призовые места. И даже немного больше.

Еще накануне звезда "КАМАЗа" Владимир Чагин мечтал о трех призовых местах. Они взяли четыре. Похоже, "Дакар" можно закрывать. Остальным здесь делать нечего. Создатель команды Семен Якубов взволнован. Похоже, даже слишком.

По статистике "Дакаров", экипажам "большегрузов" с первого раза еще не удавалось сразу же войти в десятку лидеров. Кроме пилота этого казахстанского монстра.

Победитель получает все. Включая любовь аргентинских красавиц. По крайней мере, этих двух.

Но где же украинцы? На старте последнего этапа их очень долго ждали. Когда подошла очередь, спортивные комиссары так и не обнаружили оранжевый автомобиль под номером "триста восемьдесят". А в это время украинская команда пыталась починить машину прямо на шоссе. Они не доехали даже до старта.

На землю хлещет масло. Откуда – непонятно.

Константин Мещеряков. Не было дня, чтобы что-то не ломалось. Такие руки не должны быть у штурмана.

Они, наконец, разобрались: течет масляный радиатор. Его на скору руку починили. Проехали десять километров. Все насмарку. Масло по-прежнему течет изо всех дыр.

Сняли коробку передач. Есть! Сломан штуцер радиатора. Но где среди бескрайних полей найти новый?

Конец команде и конец мечте. С каждой секундой она все дальше и дальше. И не осталось ни капли смысла бороться за нее.

Успех никогда не приходит внезапно. Человек по имени Йошимаса Сугавара хорошо знает об этом. Не потому, что он здесь самый успешный. А потому, что самый старый. Ему семьдесят, и это его двадцать седьмой "Дакар". Он говорит, как самурай, слово пишет старинные пятистрочия. А едет так, как будто хочет их начертить на земле колесами грузовика.

Йошимаса Сугавара, пилот "HINO Ranger Truck": "Не всегда стоит любоваться пейзажами во время гонки. Прислушивайся к биению своего сердца, и ты поймаешь свой ритм езды".

Первый свой "Дакар" он проехал в восемьдесят третьем. Кажется, не он создан для "Дакара", а "Дакар" придуман для него.

Йошимаса Сугавара, пилот "HINO Ranger Truck": "Для стариков, вроде меня, не нужен кислородный баллон, чтобы перейти через Анды. Мы же не молодежь. К тому же, нам не надо так много еды, как юнцам. Мы прекрасно адаптировались".

И даже дисквалификация не выбила старика из колеи.

Йошимаса Сугавара, пилот "HINO Ranger Truck": "Это всегда школа, "Дакар", и она никогда не кончается. Мне еще лет двадцать надо учиться ездить".

Он прав, этот старик, настоящий "Дакар" это не финиш, а движение к нему. Поэтому нужно бороться даже тогда, когда весь мир против тебя.

Поднимайся, пилот. Еще есть время.

На старте украинцы появились вовремя. Их уже было хотели снять с дистанции. Они стартовали тридцать третьими, но вскоре обошли своих конкурентов и вошли в двадцатку лидеров. Оттуда их уже вытеснить было невозможно. Пройдя участок в хорошем темпе и подрезав на финише "КАМАЗ", Нестерчук и Мещеряков закончили Дакар семнадцатыми. И вошли в историю, как первый украинский экипаж, финишировавший на главной гонке планеты.

О подиуме мечтают не только юные девицы, но и вполне зрелые мужчины. Ради двух минут на этой конструкции они тратят немало денег и времени. Надеюсь, вы не забыли главный принцип "Дакара": доехал до конца, уже победитель.

Чжоу Йонг, пилот (КНР): "Было тяжело, но я боролся до конца. Это победа всего китайского народа".

Этот парень в конце списка финалистов. Победитель "Дакара-2011" Насер Аль-Аттия тоже нахваливает свою родину, Катар. По традиции, в этот момент шампанское должно литься рекой. Но что-то не заладилось. Японец Юн Мицухаши разволновался так, что не открыл бутылку даже со второй попытки. Помогла погода. С неба хлынул ливень, обливать шампанским публику уже не было необходимости.

Том ванн Рейс, механик бельгийской команды: "Нам бы этот дождь неделю назад, когда сидели в жаре и песке. Возможно, тогда бы мы помылись".

Публику тоже не испугать дождем. Каждая команда хочет ей понравиться. Одни – эффектным съездом с подиума. Другие – раздеванием топлесс с последующим разбрасыванием футболок. Они падают в толпу, и у болельщиков просыпаются хищные инстинкты.

И вот впервые в истории украинцы на подиуме. Они идут за машиной, как пехотинцы за танком. Выше знамена, парни! Эмоции захлестывают. Адреналин зашкаливает.

Российский паспорт не помешал Константину Мещерякову довести до финиша флаг Украины.

За победу здесь не дают денежных призов. На "Дакаре" новичок и профи могут ехать крыло в крыло рядом друг с другом. В этом главный секрет "Дакара". Гонка закончена. Ну, а теперь самый сложный этап "Дакара" - возвращение к нормальной жизни. Думаю, с этим наши герои точно не справятся.